Обеспечение доступа инвалидов к объектам инфраструктуры

164

Федеральный закон от 24.11.1995 ¹ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 ¹181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 ¹181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.
Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Необходимо разъяснить, что обязанность обеспечить доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур возложена не только на государственные органы и органы местного самоуправления, но и на организации вне зависимости от форм собственности, в связи с чем здания магазинов, точек общепита, здания учреждений культуры, банки и иные общественные здания должны быть обеспечены пандусом, иным подъемным устройством либо иным образом обеспечивать доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту. Отсутствие беспрепятственного доступа к указанным объектам нарушает права граждан с ограниченными возможностями здоровья на свободу передвижения, гарантируемую Конституцией Российской Федерации, а также на получение необходимых услуг.
Прокуратурой Таттинского района значительное внимание уделяется вопросам защиты прав инвалидов, в частности на обеспечение доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Прокуратурой Таттинского района проведена проверка исполнения законодательства о правах инвалидов в отношении ПО «Прогресс».
По результатам проверки установлено, что в здании магазина ПО «Прогресс» отсутствует пандус или иное подъемное устройство, обеспечивающее доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, а также отсутствует кнопка вызова для инвалидов и маломобильных групп населения, обеспечивающая вызов персонала для обеспечения доступа в здание.
В целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района в адрес председателя правления ПО «Прогресс» внесено представление об устранении нарушений закона, а также возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ, т.е. уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
По результатам рассмотрения мер реагирования нарушения устранены, должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде «предупреждения».
Заместитель прокурора района А.А. Сивцев.

Поделиться: